Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию
В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года «О стандартизации в Российской Федерации», технические условия (ТУ) являются документом, который разрабатывается и утверждается изготовителем или исполнителем для обеспечения качества производимой продукции, работ или услуг. Они относятся к виду стандартов организации и содержат информацию, которая отличает данный товар или услугу от аналогов.
Существуют три основных вида ТУ: общие, специальные (ориентированные на одно изделие, вещество или материал), и ТУ на составные части изделия. Принципы стандартизации, такие как комплексность, системность и открытость разработки, должны соблюдаться, чтобы ТУ могли быть использованы для достижения целей улучшения качества и повышения конкурентоспособности российской продукции.
Технические условия определяют все основные звенья производственной цепи и обеспечивают единообразие результатов работы. Благодаря содержащейся в них информации потребитель может сделать компетентный выбор в пользу определенного товара или услуги, использовать его безопасно и с максимальной эффективностью.
Прописывая детали о производстве, хранении и доставке того или иного товара, обязательства по соблюдению требований производства и контроля качества, юридические лица могут избежать споров в судебных и досудебных процессах. Ссылка на ТУ рекомендуется включать в гражданско-правовые договоры для уточнения деталей, касающихся качества продукта и его транспортировки.
Нарушение правил разработки и использования технических условий может повлечь административную или уголовную ответственность. Надзор в этой сфере осуществляет Росстандарт. Важно отметить, что товары, которые могут повлиять на безопасность людей, подлежат проверке на соответствие национальным стандартам и сертификации. Перечень данных товаров пересматривается каждый год и утверждается Правительством РФ.
Как правильно разработать технические условия на пищевую продукцию? Какие требования нужно соблюдать? Рассмотрим порядок разработки ТУ на примере ГОСТ Р 51740-2016, который действует с 1 января 2018 года.
Согласно ГОСТу, необходимость в ТУ возникает, если стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) отсутствуют или если производитель желает уточнить и дополнить существующие требования. Но как правильно составить ТУ?
В первую очередь, необходимо учесть структуру документа, которая предусматривает:
- титульный лист;
- основную часть;
- приложения;
- лист изменений.
Основная часть должна содержать:
- сферу применения ТУ;
- правила соблюдения качества и безопасности продукции;
- порядок маркировки и упаковки товара;
- методы контроля;
- порядок хранения и доставки продукции.
Важно учитывать, что ТУ должны содержать исключительно русскоязычные термины, за исключением случаев, когда аналогов в русском языке нет.
Также запрещено злоупотреблять математическими знаками, если смысл можно передать словами. Вместо знака «–» следует писать слово «минус», а вместо «0» — «диаметр». Использование знаков «<», «>» и «=» без числовых значений запрещено.
Строго следует соблюдать требования к изложению текста документа. Обозначения, определения и сокращения, которые могут ввести специалиста или потребителя в заблуждение, запрещены. Для наглядности рекомендуется использовать разделы, пункты, подразделы и подпункты. Таблицы также могут быть полезны для визуализации информации.
Особое внимание в ГОСТе уделено оформлению ТУ. Разработчики советуют использовать электронный вид, сквозную постраничную нумерацию, определенные параметры шрифта, начертания, полей. Отдельно стоит выделить порядок оформления листа регистрации изменений.
И еще один важный момент. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и в целях реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» список товаров, на которые необходимо оформить сертификат пожарной безопасности (пожарный сертификат), утверждается постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года №241. Список следует учитывать при разработке ТУ на соответствующую продукцию.
Процесс согласования и регистрации технических условий – это довольно сложная и многоэтапная процедура. По закону о стандартизации, согласование ТУ с государственными органами не обязательно. Порядок утверждения, учета, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается самостоятельно юридическим лицом или предпринимателем в соответствии со статьей 21 данного закона.
Однако, на отдельные виды пищевых продуктов ТУ необходимо получать согласование, утверждение и регистрацию согласно порядку, установленному законодательными актами Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае желания компании получить компетентное заключение экспертизы проекта ТУ, можно обратиться в уполномоченные организации за проведением такой экспертизы. Соответствующие положения детализируются в отраслевых государственных стандартах (ГОСТ).
По общему правилу, экспертиза проекта ТУ проводится на добровольной основе по инициативе разработчика или заказчика аттестованными экспертами по стандартизации и специалистами федеральных центров по стандартизации и метрологии (ЦСМ).
В ряде регионов, производители добровольно тестируют свою продукцию в государственной испытательной лаборатории для подтверждения того, что товар изготовлен по стандарту национальной системы сертификации (НСС). После прохождения такой проверки, товар получает региональный знак качества в виде логотипа на упаковке.
Уполномоченными организациями, упомянутыми в законе, являются технические комитеты (ТК) по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Исполнение экспертизы проекта ТУ в соответствующем комитете осуществляется на договорной основе между заказчиком и исполнителем. Чтобы провести экспертизу, обычно необходима только заявка и документ, подлежащий оценке.
Фактически, получение экспертного заключения завершает процесс согласования ТУ. Если держатель подлинника не считает необходимым обращаться в компетентный орган для экспертизы проекта, то заключительной стадией является подписание ТУ руководителем согласующей организации. Затем следует заверить ТУ руководителями держателя подлинника и проставить соответствующий гриф утверждения.
Что касается регистрации ТУ, то закон о стандартизации не предусматривает кардинальных изменений существующего порядка. Однако эта процедура является добровольной, но крайне необходима для осуществления принципа доступности информации о потребительских характеристиках продукции, а также о производителе и держателе ТУ.
Основную информацию о зарегистрированных ТУ можно получить из АБД "Продукция России". Информация для ее наполнения черпается из специальных форм - каталожных листов продукции (КЛП), предоставляемых предприятиями-изготовителями.
Для внесения сведений о ТУ в эту базу, представителю организации необходимо подать информацию о документе в региональные ЦСМ Росстандарта, заполнив каталожные листы. В Москве и Московской области регистрацию КЛП осуществляет ФГУП "Стандартинформ".
Регистрация КЛП состоит из нескольких этапов, включая заполнение форм, подготовку сопутствующих документов, направление форм на регистрацию, оплату услуг и получение КЛП и ТУ со штампом и отчетных бухгалтерских бумаг заказчиком. Срок оказания услуги регистрации составляет в общем порядке десять дней.
Важно понимать, что процесс разработки и регистрации ТУ требует профессионального подхода и четкого понимания того, как именно осуществляется прохождение всех процедур.
Фото: freepik.com